артисты балета

Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина (1799-1848) — танцовщица Санкт-Петербургского балета.
     В 1816 году окончила Петербургское театральное училище и дебютировала на сцене петербургского Большого театра, вскоре заняв положение ведущей танцовщицы балетной труппы. Благодаря своему таланту и красоте Истомина всегда была окружена толпой поклонников. Среди молодёжи того времени из-за неё не раз происходили дуэли. 
     В своем романе в стихах «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин посвятил ей такие строки:
«…Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.»

Анна Павловна Павлова (1881-1931) — русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, одна из величайших балерин XX века.
     Окончила Императорское театральное училище в Санкт-Петербурге. Выступила более чем в 40 странах и во многих из них впервые представила искусство балета. Гастроли Анны Павловой способствовали утверждению мировой славы русского балета. Хореографическая миниатюра-монолог «Умирающий лебедь» в исполнении балерины стала одним из высоких эталонов русской балетной школы.
      Во время турне по Австралии и Новой Зеландии Анна Павлова произвела на публику такое впечатление, что её именем назвали торт, который стал в этих странах традиционным праздничным десертом.
     
В 1983 году вышел 2х серийный фильм «Анна Павлова».  

Тамара Платоновна Карсавина (1885-1978) — русская балерина и педагог. Солистка Мариинского театра.
    В 1902 году окончила Императорское театральное училище и была зачислена в кордебалет Мариинского театра. В 1910 году стала прима-балериной. Исполняла ведущие партии в балетах классического репертуара — «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др.

Агриппина Яковлевна Ваганова (1879-1951) — русская и советская артистка балета, балетмейстер и педагог, основоположник теории русского классического балета. Автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века, и разработчик собственной методической системы классического танца, вошедшей в основу подготовки отечественных артистов балета.
    В 1890 году была принята в Императорское театральное училище. После окончания была принята в балетную труппу Мариинского театра, а через несколько лет получила статус солистки. Покинув сцену в 1916 году, занялась преподаванием.
    Книга Вагановой «Основы классического танца», в которой она подробно излагает свои педагогические взгляды, была впервые издана в 1934 году, выдержала шесть переизданий и переведена на многие языки мира.

Вацлав Фомич Нижинский (1889-1950) — русский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца. Хореограф балетов «Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» и «Тиль Уленшпигель». 
     Родители Вацлава были балетными танцовщиками, и с детства прививали детям любовь к танцу. В 1897 году Вацлав переехал с матерью в Петебург, где поступил в Петербургское балетное училище. Ученики регулярно принимали участие в балетах, исполняя роль пастушков, фавнов, солдатиков. На одной из репетиций балетмейстер М.М. Фокин попросил ребят разбежаться и прыгнуть. Когда все приземлились, оказалось, что один все еще летит. Это был Вацлав. Фокин заметил это и поставил мальчику сольную партию.
    В 1907 году Нижинский окончил училище и был принят в труппу Мариинского театра. Благодаря выдающемуся таланту танцовщик быстро стал солистом. За способность к высоким прыжкам и длительной элевации (зависании в воздухе) его назвали человеком-птицей. Гастролируя с труппой С.П. Дягелева, получил всемирную известность.

Марина Тимофеевна Семёнова (1908-2010) — советская российская артистка балета, балетный педагог.  Народная артистка СССР. Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства. Профессор.
     В 1925 году окончила Ленинградское хореографическое училище, в 1925—1929 годы танцевала в труппе Мариинского театра, в 1930 году была принята в Большой театр, где выступала вплоть до 1952 года. С 1953 года — педагог-репетитор Большого театра. Стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов-репетиторов.
     О Марине Тимофеевне: «История русского балета. Марина Семенова», «Марина Семенова — миф или легенда?»

Галина Сергеевна Уланова (1909-1998) — советская балерина, педагог. Прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова и Большого театра СССР. Самая титулованная балерина за всю историю советского балета.
    Родилась в семье артистов балета императорского Мариинского театра. В возрасте девяти лет Галина была принята в Петроградское театральное училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), которое окончила в 1928 году. 
    Искусству Улановой свойственна редкая гармоничность всех выразительных средств и элементов хореографии. Её одухотворённый танец сделал её символом прекрасного для целого поколения советских людей, видевших её спектакли.
«Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия. В классических партиях Уланова полна выразительности, невиданной в балете двадцатого столетия…» — писал композитор Сергей Прокофьев.
    До конца своей жизни работала педагогом-репетитором в Большом театре. Документальный фильм о Галине Улановой «Галина Уланова. Незаданные вопросы».

Ольга Васильевна Лепешинская (1916-2008) — советская артистка балета, балетный педагог, общественный деятель. Прима-балерина Большого театра; народная артистка СССР.
    Начинала заниматься хореографией сама. Всё свободное время училась танцевать, несколько раз в неделю брала уроки у балерины О. В. Некрасовой. В 1933 году окончила Государственный московский балетный техникум при ГАБТ (ныне Московская академия хореографии). Завершив карьеру балерины в 1963 году, занималась преподаванием как в СССР, так и за границей.
     Ольга Васильевна часто принимала участие в жюри на разных конкурсах. На одном из них она видела «Тарантеллу»  в постановке Ольги Павловны Валяевой. Танец исполняла группа, в которой занималась Благова Галина Викторовна. Реакция Ольги Васильевны было очень трогательная: «Какие девочки! Какие ножки! Какие умницы!» 
     Интервью с Ольгой Васильевной. 

Майя Михайловна Плисецкая (1925-2015) — советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах, Народная артистка,  полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Представительница театральной династии Мессерер—Плисецких. Считается одной из величайших балерин XX века.
    В 1943 году по окончании Московского хореографического училища Майя Михайловна была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины. 
     Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. 

Наталия Дмитриевна Касаткина (7 июня 1934, Москва) — артистка балета и балетмейстер, характерная солистка Большого театра. Начиная с 1977 года вместе с мужем,  танцовщиком  Владимиром  Василёвым, руководит московским Театром классического балета. Народная артистка.
    В 1953 закончила Московское хореографическое училище. В 1954-1976 годах — солистка балетной труппы Большого театра. Исполняла характерные танцы в балетах «Лебединое озеро», «Раймонда», «Золушка», «Дон Кихот», «Весна священная»  и др. Эффектная внешность, темперамент, артистизм, выразительность пластики и графичность линий всегда отличали выступления Касаткиной. Начиная с 1960-х годов работает как балетмейстер.
    Провела на телевидении цикл передач, посвящённых балету.

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа (1936-1989) — советский и латвийский артист балета, балетный педагог и киноактёр; народный артист.
     Сначала учился в Рижском хореографическом училище, а в 1953 году поступил в  Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии). 
     Несколько лет работал в театре им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко в Москве. В 60х стал солистом Большого театра. В 1963 году Лиепу пригласили преподавать мастерство танца в Московском хореографическом училище. За семнадцать лет преподавательской деятельности он выпустил не одно поколение учеников, становившихся победителями балетных конкурсов.
    В 80х годах Марис работал художественным руководителем балетной труппы Софийской народной оперы в Болгарии, написал книгу «Я хочу танцевать сто лет». 

Екатерина Сергеевна Максимова (1939-2009) ― советская и российская артистка балета, актриса, педагог; народная артистка
     Окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии) в 1958 году  и была принята в балетную труппу Большого театра, где её педагогом-репетитором стала Г.С. Уланова.
    Воспитанная в лучших традициях академической школы, обладала лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями. Вместе с мужем, танцовщиком В.Васильевым, составляла один из выдающихся балетных дуэтов XX века. 

Владимир Викторович Васильев (род. 18 апреля 1940) — советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный и ТВ режиссёр,  актёр,  художник,  поэт,  педагог;  народный артист. 
    В 1958 году окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии). С 1958 по 1988 год — ведущий солист балетной группы Большого театра. Станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов. Создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Артист обладает высочайшей техникой танца, координацией движений, даром пластического перевоплощения и большим актёрским мастерством.
    «Вот когда „летит“ Владимир Васильев — это поэзия, ибо здесь порыв духа. Артист, обладающий совершенной техникой и ощущением музыки, подчиняет себе сценическое пространство, живописуя его своим свободным штрихом, как художник кистью. Умение вот так „разговаривать“ и есть смысл артиста». Игорь Моисеев.
    Вместе с женой Е.С. Максимовой приложил много усилий к проведению Открытого конкурса артистов балета «Арабеск». 

Людмила Ивановна Семеняка (1952, Ленинград, СССР) — советская и российская  балерина,  балетмейстер,  хореограф,  балетный педагог,  актриса;  народная артистка СССР.
     Окончила  Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой).
     С 1972 по 1998 год выступала в Большом театре, исполнив центральные партии во многих балетах. В 1986 году получила в Лондоне престижную английскую премию «Evening Standard» за лучшие достижения в области хореографического искусства.

    С 2002 года — педагог-репетитор Большого театра. 

Николай Максимович Цискаридзе  (1973ТбилисиГрузинская ССРСССР) — российский артист балета и педагог, премьер балета Большого театра в 1992—2013 годах. Народный артист РФ, народный артист Северной Осетии, лауреат двух Государственных премий РФ и трёх театральных премий «Золотая маска». Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. 
    В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище. После окончания училища был принят в труппу Большого театра. 
     Николай Максимович обладает уникальным сочетанием высокого роста,  пропорций,  внешности, музыкальности и пластичности. Плюс к этому терпение, трудолюбие и полная самоотдача. В совершенстве овладел школой классического танца, добиваясь как технического так и эстетического совершенства движений.
    С 2013 года является ректором Академии русского балета имени А.Я. Вагановой (СПб).

Ульяна Вячеславовна Лопаткина (1973,  Керчь) — российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1995—2017 годах. Народная артистка России, лауреат Государственной премии России и премии Правительства РФ.
    В 1991 окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой, после чего была принята в балетную труппу Мариинского театра. В 1995 году стала прима-балериной труппы, танцевала во многих знаменитых балетах. Ее называют «главным русским лебедем» и национальным достоянием России «Русский танец» Александра Горского в исполнении Лопаткиной считается шедевром балетного искусства.
    В 2017 году Ульяна Лопаткина официально заявила о завершении своей танцевальной карьеры.

Светлана Юрьевна Захарова (1979, Луцк) — российская артистка балета. Солистка Мариинского театра, прима-балерина Большого театра и миланского театра «Ла Скала».  Народная артистка Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации. С 2018 года — член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
    В 1989 году поступила в Киевское хореографическое училище, где училась шесть лет. В 1995 году приняла участие в балетном конкурсе, где получила второй приз и предложение перейти учиться в Академию имени А.Я. Вагановой сразу на выпускной курс. В 1996 году окончила Академию и была принята в труппу Мариинского театра.
    Выступала в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Берлине, Париже, Вене, Милане, Мадриде, Токио, Баку, Нью-Йорке, Амстердаме и т.д.
    Является инициатором проведения и художественным руководителем российского фестиваля детского танца «Светлана», проходящего с 2015 года.