знаменитые балетмейстеры

     Работа любого современного народного хореографического ансамбля в той или иной степени связана с классическим танцем. Поэтому, изучая народную сценическую культуру, нельзя не ознакомиться с людьми, внесшими вклад в русский балет.

Мариус Петипа (1818-1910) — французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.     
    Родился в Марселе в семье французского артиста балета и балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. Учился балетному искусству у отца, брал также уроки у французского хореографа и танцовщика Огюста Вестриса. Много гастролировал.

     В 1847 году Петипа по приглашению российских властей приехал в Санкт-Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. Поначалу он был солистом балета и педагогом. Современники отмечали, что Мариус не был гениальным танцором. Его успех на сцене сложился благодаря трудолюбию и обаянию. Зато отмечали его артистизм и мимические способности. 
     В 1862 году Мариус показал себя как балетмейстер, и с 1869 года
 занимал должность главного балетмейстера. В 1894 году получил российское подданство.
   
Перечень балетов, поставленных Мариусом Петипа на русской сцене, очень велик — их более семидесяти, а оригинальных постановок — сорок шесть, не считая танцев для опер и дивертисментов. Среди них  «Пахита», «Дон-Кихот», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Эсмеральда», «Сильфида», «Золушка», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Волшебное зеркало» и множество других. Своей лучшей работой считал балет «Спящая красавица».
    Петипа считал Россию единственной страной, где искусство балета стоит на правильном пути развития. «Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы…» В течение половины века он был главой Мариинского театра — одного из лучших балетных театров мира. Петипа определял пути развития классического танца на много лет вперед, став законодателем в мире балета не только для русской сцены, но и для мировой. 
    Его мемуары заканчиваются словами: «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни… Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем».

Михаил Михайлович (Мишель) Фокин (1880-1942) — русский, позднее американский артист балета и хореограф. Основоположник классического романтического балета XX века.
     Окончил Императорское театральное училище.  Самостоятельно освоил балалайку,  скрипку,  мандолину,  домру и фортепиано. После окончания училища Фокин был принят в балетную труппу Мариинского театра, где исполнял сольные партии в разных балетах. 
     

    В 1902 году ему предложили занять должность учителя в женском балетном классе, где Михаил Михайлович начал реализовывать свои новые идеи в балете. Например, он одним из первых соединил в своих балетах танец, музыку и изобразительное искусство. До него танцы ставились исключительно на балерин, а партнеры были нужны только для того, чтобы поддержать танцовщиц в нужную секунду. Поэтому мужчин-танцоров в насмешку называли «костылями». Фокин же дал возможность мужчинам показать красоту классического мужского танца. 
     До Фокина в балете часто использовалась утрированная пантомима. Михаил Михайлович сделал акцент на пластику тела: «…балет должен гармонично объединить три важнейших элемента — музыку, декорации и пластическое искусство… танец должен поддаваться осмыслению. Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… танец обязан отражать душу.»
     Фокиным были созданы балеты «Ацис и Галатея», «Сон в летнюю ночь», «Эвника», «Шопениана»,  «Павильон Артемиды», «Египетские ночи», «Лебедь» (более известный в качестве «Умирающего») и другие.

Юрий Николаевич Григорович (род. 2 января 1927) — советский и российский хореограф, балетмейстер, артист балета, педагог, публицист. Обладает званиями «Народный артист», «Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного»  и др.
     Солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, балетмейстер этого театра. Главный балетмейстер Большого театра и его штатный хореограф.

     Один из самых выдающихся хореографов XX века. Автор восьми оригинальных балетов, созданных в сотрудничестве с художником С. Вирсаладзе, а также редакций практически всех классических балетов, составляющих основу репертуара Большого театра.
   Профессиональная и общественная деятельность:

  • 1974—1988 — профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
  • 1975—1989 — президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 — почётный президент
  • 1988 — заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской академии хореографии
  • 1989 — президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии
  • 1990 — президент фонда «Русский балет»
  • 1992 — президент программы Benois de la Danse, бессменный председатель жюри премии
  • 1997 — действительный член Академии гуманитарных наук (академик)
  • 2004 — почётный член Российской академии художеств
  • 2013—2015 член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации
  • Почётный член Австрийского музыкального общества
  • Член Украинской Академии танца.
  •  Неоднократно возглавлял жюри балетных конкурсов в Варне (Болгария), Финляндии, США, Швейцарии, Японии.